На первый взгляд технология передачи телевизионных вещательных программ по IP-каналам мало чем отличается от технологии IP-TV. Тем не менее, между ними — пропасть: в обычной ТВ-трансляции интерактивность отсутствует; в IP-TV она имеет место быть.
Привычная для нас вещательная трансляция (эфирная или кабельная) не требует никакого обратного канала. В широковещательном потоке (broadcast) из нескольких десятков или сотен ТВ-программ можно выбрать нужную, не используя никаких механизмов обратного взаимодействия с оператором. Другое дело, когда нам предоставляют интерактивные услуги, без которых, по определению, не существует IP-TV. Здесь обратный канал понадобится в любом случае. В этом и состоит новое качество этих услуг.
Однако что в данной ситуации следует считать интерактивностью? Сервисы «видео по требованию», «виртуальный видеомагнитофон», «отложенный просмотр» и еще десяток иных, подобных им? Но ведь эти услуги предлагают уже созданный, заранее подготовленный кем-то контент, качественно ничем не отличающийся от исходного видеоматерила. То есть видеоконтент, который может быть востребован потребителем, уже записан на носители, сводки новостей заготовлены, электронные магазины «заполнены» товарами. Оператор услуг IP-TV выступает лишь узлом концентрации трафика и точкой раздачи видеоконтента.
А что есть в таком случае интерактивность?
Различная интерактивность
Интерактивность — это диалог между потребителем информации и ее создателем либо информационным посредником. Интерактивность, как сказал бы один известный персонаж, — она или есть, или ее нет.
Отметим, что в случае передачи видеоконтента элементы интерактивности могут возникать и исчезать на различных участках тракта — на пути от создателя контента до потребителя. На рис. представлена логическая схема формирования интерактивности первого (низшего) уровня, которая сводится к манипуляции с готовым видеоконтентом и подмешиванием к нему Интернета, игр, чатов и всего прочего. Собственно канал интерактивного взаимодействия здесь образован между оператором (ITV, IP-TV или кабельного телевидения) и потребителями. Отметим важную деталь: создатели видеоконтента в этом процессе никак не участвуют, и к интерактивному телевидению эта схема никакого отношения не имеет.
Рис. Начальный уровень интерактивности (offline-интерактивность) соответствуетнынешнему представлению о современных услугах IP-TV
Основным источником сигнала в данном случае являются телевизионные каналы, с которыми оператор услуг заключает соглашение о трансляции. Похожая ситуация наблюдается в настоящее время и в кабельном телевидении. Интерактивность возникает на участке «оператор IP-TV – потребитель». Обратный канал, который потребуется в этом случае, не обязательно должен быть высокоскоростным и может быть успешно заменен подачей заявки через веб-форму или устным заказом услуги по телефону. Хотя это поначалу может показаться не совсем удобным.
Например, мы хотим посмотреть какую-то передачу со сдвигом на 2 часа, записать что-то на виртуальный видеомагнитофон или поиграть в какую-то компьютерную игру. Для этого достаточно зайти на веб-страничку оператора, заполнить заявку и тут же получить либо саму услугу, либо подтверждение о приеме заказа на выбранное время. Это значит, что в данном случае мы говорим, скорее, о некой квазиинтерактивности (offline-интерактивности), для реализации которой быстрота реагирования и не нужна. Подобную интерактивность могут достаточно легко обеспечить операторы услуг IP-TV, в качестве которых сейчас выступают универсальные операторы связи. Они транслируют своим абонентам готовый контент, выполняя его преобразование в IP-формат, хранение, сдвиг во времени и другие несложные преобразования. Конечно, в этом случае для заказа услуги или выбора нового канала выходить в Интернет нет нужды: удобнее это сделать с помощью интерактивного меню, вызываемого на экран. А обратный канал присутствует здесь же — это дуплексный IP-канал, за счет которого и создается интерактивность.
Слабая сторона интерактивности первого уровня заключается в отсутствии прямого диалога абонента с телеведущим и телеканалом. Такой диалог возможен на более высоком уровне интерактивности. Он уже позволяет обеспечить online-взаимодействие потребителя с источником контента, когда, например, телеведущий напрямую обращается к зрителям и в online-режиме получает от них ответы, обрабатываемые серверами для получения интегральных оценок зрительских мнений. Это уже полноценный диалог между зрителем и ведущим, реальная (online-) интерактивность. В этом случае и телеведущий, и студия визначально ориентируются на живой контакт со зрителем — «глаза в глаза», на диалог с ним, на вопросы и оперативный подсчет голосов «зрительских симпатий».
В простом варианте реализации подобные схемы интерактивности уже давно функционируют, при этом «обратный канал» со зрителями реализуется либо путем усаживания сотни таковых в студии, либо с помощью телефонных звонков на указанные номера, подсчета присланных SMS, либо еще как-то, например, путем заполнения форм на партнерском интернет-портале. Это к техническому вопросу об обратном канале…
Но сейчас, в свете развития широкополосных каналов и объединения телекоммуникационных услуг в рамках Triple Play, обратная связь становится полноценной, надежной и действительно оперативной. Это значит, что нет никаких технических трудностей в организации online-интерактивности. Проблема лежит в иной плоскости — окупаемости вложений и бизнес-моделях внедрения услуг.
Реальная интерактивность — новые возможности
В случае online-интерактивности мы имеем дело с системой интерактивного ТВ, когда в процессе трансляции программы заранее подготовленные вопросы сразу же появляются на экране телевизора или озвучиваются ведущим. Зритель может отвечать на вопросы, нажимая соответствующие клавиши на пульте управления телевизором. Но может и не отвечать или вообще отключить отображение всех этих текстовых строк с вопросами и посмотреть результаты голосования сразу по всей стране, по городам и регионам. «Проголосуете ли вы на выборах за кандидата Х? Да — 1; Нет — 2; Не уверен — 3; Вообще не собираюсь голосовать — 4; А кто это такой? — 5». Ответить на вопрос получится только один раз. Причем через десяток секунд будет известен результат голосования по всей стране, регионам, городам и селам — как в целом, так и по отдельному взятому, к примеру, Цюрупинску. Механизм может быть еще проще. Ведущий передачи просто задает вопросы, а зрители в это время нажимают на свои кнопки на пультах. Ответы сразу же отображаются на табло в студии.
Реальная интерактивность может дать новую жизнь online-торговле. «Хотите ли вы приобрести такой костюм, как у нашего ведущего?». «Вы можете заказать у нас сейчас вот этот новый стиральный порошок. Для заказа нажмите «1».
А чего стоит мгновенный подсчет зрителей, подключенных к данной программе в данный момент времени. Нет ничего проще — каждый set-top-box имеет свой персональный номер, позволяющий идентифицировать абонента и передавать информацию о начале и завершении просмотра данного канала оператору IP-TV. Для рекламодателей подобная возможность бесценна, а для операторов — может оказаться вполне прибыльной. Ведь это именно тот случай, когда может успешно функционировать рекламный аукцион. Стоимость рекламы может напрямую зависеть от количества активных зрителей данного канала на текущий момент. А среди десятка заявок на рекламу телевизионный канал может выбрать самую выгодную. Конечно, в этом случае оператор-посредник должен обеспечить непрерывный мониторинг количества зрителей на каждый момент времени и трансляцию этих данных заинтересованным телевизионным каналам.
О целевой или точечной рекламе говорят уже давно. Эта возможность доступна даже при offline-интерактивности и обеспечивается в результате глобального мониторинга контента, поступающего на экран телевизора или монитор абонента (при использовании Интернета). Ведь от того, какие каналы и программы выбирает зритель, может зависеть и реклама, которую ему стоит транслировать.
О психологии и технологии
Конечно, даже при внедрении интерактивных offline-систем (прежде всего IP-TV) в психологии телезрителя должны произойти коренные изменения — из пассивного участника процессов, происходящих на экране телевизора, он должен превратиться в активного участника событий, развертывающихся перед ним в студии. Конечно, сейчас зритель также может позвонить по одному из телефонных номеров и высказать тем самым поддержку тому или иному участнику политического или игрового шоу. Но такая система морально уже устарела.
Услуги, которые сегодня волнуют умы операторов связи, реализуют принцип offline-интерактивности. Предполагается, что зрители получат и телевизионные программы, и услуги отложенного просмотра, и кинозал, и видео по запросу. Но все равно это будет лишь заменителем интерактивного телевидения, а попросту говоря — тем, что сейчас именуется IP-TV. Конечно, рядом здесь лежат и услуги Triple Play, интегрирующие интернет-сервисы, всевозможные игры, электронную почту, чаты, пр. Телевизор стремится заменить собой компьютер? Вероятно, да. Но только если это будет HD-телевизор, оснащенный хорошим быстродействующим процессором (от себя добавим — мышкой, джойстиком, клавиатурой и жестким диском на несколько Терабайт).
Возможна ли в принципе настоящая online-интерактивность? Вероятно, да. Но сейчас операторы услуг IP-TV (они же, по совместительству, провайдеры услуг электросвязи и Интернета) имеют дело с контентом, который получают от многочисленных телевизионных каналов. Оперативно что-либо менять в этом контенте у оператора нет ни возможностей, ни прав.
Создавать же изначально интерактивный контент может только телевизионный канал (или телевизионная студия), который должен каким-то образом взаимодействовать со зрителем. И обойтись в этой игре без оператора IP-TV, выполняющего роль посредника и решающего задачу транспортировки контента к зрителю, может оказаться непросто. Ведь только оператор IP-TV имеет обратный канал к каждому абоненту и возможность направить результаты голосования или, в общем случае, диалога к нужному телевизионному каналу. Если каждый кадр телевизионного контента будет иметь IP-адрес отправителя (источника контента), а каждый ТВ-приемник или телевизионная приставка (STB) также будут иметь свой IP-или MAC-адрес, то подобный обмен информацией не составит труда. Любое нажатие пользователем кнопки пульта управления будет ретранслировано по IP-адресу телевизионной программы, которая отображается в данный момент на экране телевизора.
Кому нужна интерактивность?
Но так ли уж нужны народу все эти IP-TV и интерактивное телевидение? Возьмем на себя смелость дать положительный ответ. Ведь хочется же кому-то высказать свое мнение, которое никто из домашних уже давно слушать не намерен.
Давайте пофантазируем. Интересно ли оперативно узнать мнение граждан по таким вопросам:
-
как мы относимся к тому или иному персонажу властного олимпа?
-
насколько нас интересуют те или иные вопросы и проблемы гражданского общества?
-
что в первую очередь нужно сделать в стране, например, вначале отремонтировать дороги, а затем убрать дураков, или наоборот?
-
хотим ли мы безвизовый режим в Европу?
-
будем ли приветствовать вступление нашей страны в АСЕАН, ГУАМ или ЕЭП?
-
кого мы больше любим — кошек, собак или птичек?
Да мало ли по каким вопросам можно поинтересоваться мнением народа…
Более того, с помощью инструмента, предоставляемого интерактивными системами как первого, так и второго рода, можно выполнять достаточно точные интерактивные опросы, используя математическую статистику. А это значит, что не нужны ни референдумы, ни выборы. Поскольку каждый может проголосовать лишь единожды, то результаты голосования будут демонстрировать реальные настроения и предпочтения населения или определенных групп, в том числе экспертных, причем по всем государственным, экономическим, политическим, социальным и прочим проблемам.
Зная позицию электората, станет неловко ее игнорировать. Более того, руководителям высокого ранга придется объяснять народу мотивацию своих решений и получать мгновенную реакцию. Если «народ не согласен», то придется либо корректировать решение, либо продолжать диалог, либо уходить в отставку.
Все сказанное свидетельствует о том, что IP-TV как квазиинтерактивная система и интерактивное телевидение как система online-интерактивности (если они когда-либо будут внедрены в нашей стране) смогут из предполагаемого инструмента развлечений и повышения ARPU операторов связи превратиться в реальный инструмент народовластия.
Владимир СКЛЯР, Игорь КИРИЛЛОВ,
«СЕТИ И БИЗНЕС» • № 5 (48) 2009